Наверное, этой моей «новеллой» можно было бы открыть отдельную тему. О том, как незначительные, мелкие происшествия могут повлиять на судьбу человека.
Но раз уж в ней дважды упоминаются автомобили и случившиеся с ними дорожные неисправности, рискну пристроить её здесь.
Итак.
Было мне лет двенадцать, когда отец решил взять меня с собой в поездку на свою малую родину - в лесную деревушку на границе России и Белоруссии. В этом ему посодействовал его товарищ, с которым они вместе партизанили в войну. Товарищ работал в управлении лесного хозяйства. Уж не знаю, как всё было оформлено, но только мы с отцом, загрузили в кабину ящик с неизвестным содержимым и двинулись в путь на автомобиле ГАЗ-67, в народе называемым «козлом». Ящик, оставлявший мне крошечное пространство на заднем сиденье, по пути завезли потом в какую-то леспромхозовскую контору. Видимо, груз этот и был формальным поводом для выписки путёвки.
Из-за короткой колёсной базы (расстояния между осями колёс) эта машина подпрыгивала на каждой дорожной неровности. До службы в лесхозе, наш «газик», вероятно, немало хватил лиха ещё на фронтовых дорогах. Казалось, каждая деталь в нём стучала, гремела, вибрировала… Да и внешне ветеран выглядел непрезентабельно: краска местами осыпалась, вмятины на крыльях и бортах. Как отец решился пуститься в путь на такой развалюхе – непонятно.
Предстояло преодолеть километров сто пятьдесят. По нынешним временам сущий пустяк, а тогда…
Раньше в ходу было словечко «большак». В лучшем случае оно обозначало шоссе мощёное булыжником, а в основном – накатанные грунтовые дороги. Нас же, чаще всего, ожидали дороги лесные, с непросыхающими лужами, заполненными жидкой грязью колдобинами, глубокими, разбитыми грузовиками колеями…
Не успели мы отъехать от города ещё по выщербленной асфальтовой дороге километров на десять, как наш «газик», вдруг, резко затормозил и, действительно, высоко запрыгал даже не козлом, а скорее, необъезженным мустангом. Я, вцепившись в поручень, едва удержался на месте рядом с ящиком. Со стороны водителя отвалилась и с грохотом упала на дорогу дверца фанерного, обшитого дермантином «салона». Мотор заглох.
Шофёр Иван - я про себя назвал его «Иваном Бровкиным» за внешнее сходство с популярным в то время киногероем, - выбрался из кабины, заглянул под днище машины. Там – я тоже посмотрел позже – какая-то грязная чёрная палка, торчащая из машины, наклонно упиралась в дорогу
-
Кардан отвалился – как-то обыденно резюмировал Иван. Видимо, «козлик» уже давно приучил его к разнообразным сюрпризам.
Я приуныл. Путешествие явно срывалось. «Бровкин», готовясь к бесславной буксировке назад домой, уже откуда-то извлёк на свет свёрнутый в бухту трос…
Однако, отец, сам того не сознавая, преподал мне очередной урок поиска выхода из любой ситуации.
Он огляделся вокруг, велел нам ждать и зашагал по скошенному полю в сторону расположенного невдалеке какого-то строения с высокой трубой. Минут через двадцать, он вернулся с двумя небритыми мужиками в замасленной одежде.
Как оказалось, труба украшала ремонтную мастерскую МТС - машинотракторную станцию. Были тогда такие межколхозные организации.
Мужики, привычно ныряя под машину, по очереди осмотрели «больного». Потом они поразмышляли немного, уперев руки в бока и негромко переговариваясь...
В конце концов, консилиум – к двум сельским умельцам присоединился и «Бровкин», - решено было реанимировать механизм с помощью деревянной пробки. Её нужно было куда-то забить, после чего кардан можно было поставить на место.
Не хочу утомлять подробностями этого процесса. Отмечу только, что искусники из МТС остались вполне довольны оплатой за проделанную работу: отец рассчитался с ними русской народной валютой – бутылкой водки из своих дорожных припасов. И вскоре, наша «Антилопа-Гну» уже катила в нужном направлении, довольно урча мотором и кокетливо подпрыгивая на неровностях просёлка.
Опускаю также и подробности дальнейшего путешествия и гостеприимства отцовской родни. Но не могу отказать себе в удовольствии показать снимок того самого «внедорожника», который ценой своей поломки сыграл важную роль в моей семейной жизни. Но об этом позже.
А пока – фотосюжет шестидесятилетней давности, который я «щёлкнул» в конечном пункте путешествия «Сменой» первого выпуска, незадолго до этого подаренной мне старшим братом. Сюжет называется: «За рулём – моя племянница».
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаКак пишут в романах – прошли годы... За это время ввели совместное обучение. В классах нашей бывшей мужской школы появились ученицы в коричневых платьях и чёрных фартуках. «Гимназистки» поначалу вели себя насторожённо. Впрочем, и мужская часть класса в первое время как-то притихла, осмысливая происшедшие перемены. Стало ясно, что полувоенная дисциплина и характер взаимоотношений мужской школы уходит в прошлое и, что присутствие прекрасного пола многое меняет.
Помню, например, что мне стало как-то не по себе оттого, что у меня заштопаны брюки, хотя раньше этот факт меня абсолютно не беспокоил. Да и выглядеть дураком, не сумев ответить у доски, тоже стало вдвойне неприятно.
Вероятно, в младших классах перестройка прошла безболезненно. А меня и сверстников она застала на переходе от отрочества к юности.
Но довольно скоро новые условия стали нормой, к ним привыкли, наметились взаимные симпатии.
В девятом классе какая-то неодолимая сила вдруг начала поворачивать мою голову как бы к окну, но смотреть не на кроны деревьев за стеклом, а на девочку, сидевшую за партой в ряду около окна.
Была ли она красивой – не знаю. Для меня - да. Ну, а скорее, просто миловидной, из тех, про кого говорят «из десятка не выбросишь». Мне нравилось в ней всё: и точёный профиль, чётко прорисованный на фоне окна, и манера смотреть слегка исподлобья, и тембр голоса…
Иногда я не успевал отвести от неё глаза, она поворачивала голову, и мы на мгновение сталкивались взглядами. Но взор её скользил дальше, мимо меня, и ничего кроме полнейшего равнодушия в нём не читалось…
Последние летние каникулы пролетели быстро. Да и были они короткими. В то время, кто помнит, по программе трудового воспитания старшеклассники летом проходили практику. Попросту говоря, работали на разных предприятиях, приобретая при этом какую-либо рабочую специальность.
И вот начались будни последнего выпускного класса. Новые предметы - астрономия, автодело, электротехника… Новые преподаватели ...
Только на «личном» фронте всё оставалось по-старому. Даже когда я отвечал у доски, ОНА, как мне казалось, подчёркнуто безразлично смотрела в окно.
Но однажды…
В тот день весь наш класс для каких-то работ повезли на овощебазу. Весёлое было мероприятие! Сейчас трудно даже представить такое, а тогда к школе просто подогнали студебекер – грузовой американский автомобиль с высокими бортами, поставлявшийся нам союзниками во время войны. Часть этих машин после победы была возвращена в США, но много осталось и у нас. И ещё лет десять-пятнадцать эти грузовики исправно колесили по нашим дорогам.
Вот так выглядел «американец повышенной проходимости»:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла В кузове такого вот транспортного средства, только весьма потрёпанного российскими дорогами, мы и разместились.
Овощехранилище находилось в нескольких километрах от города. И когда уже до него оставалось совсем немного, машину вдруг с грохотом и скрежетом затрясло крупной дрожью, от резкого торможения нас бросило вперёд к кабине, кто-то испуганно закричал!..
Грузовик окончательно остановился. Наступила краткая тишина ожидания.
Из какого-то закоулка памяти у меня мгновенно выскочила и нарисовалась похожая картина того, уже давнего происшествия с «козлом» во время нашей с отцом поездки.
-
Кардан отвалился! – непроизвольно вырвалось у меня.
Все обернулись ко мне, не понимая о чём это я.
Но тут шофёр уже спрыгнул с подножки кабины, присев на корточки заглянул под машину.
- Дальше – пешком! – махнул он нам рукой. –
Кардан отвалился!
И тут – я не поверил своим глазам – ОНА удивлённо смотрела на меня!..
А через пару дней случилось вовсе невероятное!
У меня неплохо получались надписи чертёжным шрифтом и я охотно подписывал учебные чертёжики ближайшим соседям по партам. И вот, перед очередным уроком черчения, ОНА, вдруг, подошла ко мне и тоже попросила заполнить прямоугольнички штампа на её чертеже.
Это было так неожиданно, что я выполнил её просьбу, не проронив ни слова.
Ну, а потом… потом процесс сближения пошёл по нарастающей. Вскоре мы с ней уже вместе ходили на каток, в читальный зал библиотеки, гуляли после уроков по парку, расположенному неподалёку от школы.
Однако наш классический школьный роман закончился, а точнее, перешёл в длительную фазу разлуки уже через пару месяцев после выпускного вечера. Мы разъехались на учёбу в разные города. Встречались редко, а во время четырёх лет моей службы в армии и вовсе не виделись.
Поженились мы только через восемь лет после окончания школы. Такая вот получилась старомодная проверка временем…
Может быть, я всё упрощаю.
И всё же теперь, когда уже не за горами наша золотая свадьба, я снова задаю сам себе вопрос: а сложилась бы моя жизнь именно так как сложилась, не случись в разное время одинаковые дорожные поломки у «внедорожника» ГАЗ-67 и у «студебекера».
И появилось бы на свет это чудо – моя правнучка Сонюшка?..
Нажмите для просмотра прикрепленного файла