Поезд в Поднебесье. Герметичные вагоны, кислородные маски
Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль
Это самая высокогорная железная дорога в мире. "Дорога на крышу мира" - Train to the roof of the world.
Соединяет административный центр Тибета - город Лхасу через Голмуд и Синин со всей остальной железнодорожной сетью страны.
![](http://trinixy.ru/pics2/20071218/poezda_12.jpg)
Пассажирские вагоны были специально разработаны фирмой "Бомбардье" по заказу Китайских железных дорог.
Вагоны полностью гермитичны, рассчитаны на скорость движения до 120 км/ч.
В вагонах три класса: сидячий, плацкарт и люкс.
Надписи везде продублированы на тибетском, китайском и английском языках.
Под каждым пассажирским метом расположен разъём для подключения кислородной трубки и пульт управления кислородом.
При внезапной разгермитизации автоматически откидываются индивидуальные кислородные маски.
Дизельный локомотивы для линии произведены в Пенсильвании на заводах концерна General Electric
![](http://trinixy.ru/pics2/20071218/poezda_01.jpg)
Железная дорога в Тибет планировалась давно.
Еще в 1958 Мао Дзе Дун поручил рассмотреть возможность строительства железной дороги в Тибетсткий автономный район, несмотря на то, что опыта строительства железных дорог в таких, без преувеличения, экстримальных условиях тогда не было ни у кого.
Работы по первой очереди строительства Цинхай-Тибетской железнодорожной магистрали начались в 1960 году. К 1962 году была полностью разработана и утверждена документация. Строительство велось силами заключённых - таким образом выполнялась задача максимально сократить расходы. В 1979 году в Голмуд пришла железнодорожная колея. Строительство дороги дальше в горы хоть и было утверждено, но осложнений здоровья заключённых-строителей, связанных с кислородным голоданием, а так же тот факт, что значительная часть дороги будет проложена в условиях вычной мерзлоты, заставили остановить строительство.
В первые годы, участок Синин - Голмуд использовался исключительно военными, и лишь в 1984 году, он открылся для пассажирского движения.
На этом строительство железной дороги к столице Тибета остановилось более чем на 10 лет...
В второй половине 90-х, правительство страны дало поручение скорректировать трассу проектируемой линии, а так же провести новые исследования в плане экономической целесообразности её возведения. Результатом этого стал тот факт, что в феврале 2001 года, китайский госстрой одобрил продолжение строительства магистрали, объявив его завершение одним из государственных приоритетов.
![](http://trinixy.ru/pics2/20071218/poezda_02.jpg)
29 июля 2001 года из двух концов, из Лхасы и из Голмуда отряды строителей двинулись навстречу друг-другу.
В это же время, участок первой очереди, Синин - Голмуд подвергся серьёзной модернизации: был проведён капитальный ремонт некоторых инженерных сооружений, обновлена сигнализация, что позволило существенно увеличить пропускную способность участка.
![](http://trinixy.ru/pics2/20071218/poezda_05.jpg)
15 октября 2005 года, строительство железнодой дороги было завершено. Несмотря на то, что данное событие весьма широко освещалось в прессе, в том числе и в мировой, для Тибета это еще не означало наличия прямой связи по рельсам со всем остальным миром: строители запросили еще несколько месяцев для обкатки и отладки работы линии. Это продолжалось еще 15 месяцев.
И наконец 1 июля 2006 года открылось регулярное пассажирское движение на всей Цинхай-Тибетской магистрали.
Весь путь от Пекина до Лхасы занимает 48 часов.
![](http://trinixy.ru/pics2/20071218/poezda_06.jpg)
Однопутка
С технической точки зрения, строительство второй очереди дороги было крайне сложно. 80% дороги проходит на высоте более 4000 метров над уровнем моря, из них, 160 километров на высотах 4000 - 4500 метров, 780 километров на высотах 4500 - 5000 метров и 20 километров линии проходит на высоте более 5000 метров.
Высочайшая станция железной дороги - Тангула-пасс.
Она расположена на высоте 5068 метров над уровнем моря.
Это - самая высоко расположенная железнодорожная станция в мире.
Недалеко от неё поезда проходят высочайшую точку маршрута - 5072 метра.
![](http://trinixy.ru/pics2/20071218/poezda_08.jpg)
Рядом со станцией нету ни города, ни посёлка.
Поезда здесь останавливаются нечасто, при этом пассажирские вагоны всегда остаются закрытыми - выходить на платформу пассажирам запрещено:
ведь на такой высоте процент кислорода в воздухе составлет от
60% до 40% по сравнению с уровнем моря.
![](http://trinixy.ru/pics2/20071218/poezda_20.jpg)
Когда проходила торжественная церемония открытия магистрали, многим журналистам потребовалась медицинская помощь.
Медицинские работники сопровождают пассажирские поезда и сегодня
Другая серьезная проблема, с которой столкнулось строители, была вечная мерзлота. В таких условиях расположено 640 километров линии.
![](http://trinixy.ru/pics2/20071218/poezda_10.jpg)
При этом, стоит отметить, что вечная мерзлота в Тибете особенная, высокогорная.
Она имеет некоторые отличия, от столь привычной нам вечной мерзлоты в северных широтах.
Тем не менее, для решения проблем, возникавших при строительстве, были приглашены российские инженеры, ведь у нашей страны есть немало опыта по сооружению железных дорог в схожих геологических условиях, прежде всего, во время строительства Байкало-Амурской магистрали.